По просьбе нашего читателя. Статья про иранскую борьбу
Варзеше-Пехлевани («спорт богатырей» по-персидски, который также называют «Варзеше-Бастани» («спорт древности») или Варзеше-Зурхане («спорт дома силы»)) – традиционный народный стиль борьбы, практикующийся в Иране.
Корни этого спорта уходят еще во времена Парфии (132 г. до н.э. – 226 г. н.э.), где изначально организовывались Академии физической подготовки, в которых взращивали воинов, готовых бороться с враждебными Ирану иноземцами (по своему предназначению этот спорт был аналогичен корейским, японским и китайским боевым искусствам).
Многие из таких «пехлеванов» (богатырей) не раз восставали против вторгшихся в страну греков, арабов или монголов на протяжении всей истории Ирана.
Особое внимание этот спорт уделяет духовной и моральной чистоте – участники соревнований должны быть честны, искренни и отличаться добрым темпераментом, телесная же сила приходит только после этого. Обучающиеся в такого рода Академии получают звание «пехлеван» (богатырь).
Современный Варзеше-Бастани обрел свою форму в XIX в., во времена правления Насреддин-шаха из династии Каджаров (1848 – 1896 гг.). Спортивные представления, вдохновленные персидскими мифами и легендами, устраивались при шахском дворе ежегодно, 21 марта (в Иранский Новый год). В последнее время, после долгих лет популяризации данного спорта за границей, была основана Международная Спортивная Федерация Зурхане – и сегодня по всему миру проходят международные соревнования «пехлеванов».
Традиционный спортивный зал, в котором тренируются «пехлеваны», называют «зурхане» («дом силы»). Такие «дома силы» представляют собой крытые сооружения, с единственным отверстием в крыше, и с опущенной вниз восьмиугольной или круглой «ямой» («гоуд») в центре. Вокруг «гоуда» расположены места для зрителей (а еще – для музыкантов и самих спортсменов).
Ритуалы и спортивная практика
Ритуалы Варзеше-Бастани имитируют практики и традиции суфийских орденов, о чем говорят и используемые термины: «муршед» («мастер» - он бьет в барабан и цитирует строки из стихов), «пиш-кесват» («лидер»), «тадж» («корона») или «факр» («бедность»). Этические правила зурхане также подобны суфийским идеалам, согласно которым, самое главное – обладать чистым сердцем. Каждая тренировка начинается с благочестивых похвал в адрес Пророка Мухаммеда и его рода. Хотя в менее религиозных зурхане этот элемент заменяют пересказом иранских мифов и легенд (например, из «Шахнаме»).
Основная часть тренировок Варзеше-Бастани посвящена ритмической гимнастике, с обязательным использованием пары деревянных дубинок («миль»), металлических щитов («санг») и железных гирь в форме боевого лука («каман»). Упражнения также включают акробатические элементы: суфийское кружение и жонглирование. Заканчивается тренировка борьбой (пока один спортсмен не положит другого на обе лопатки) – ее называют «Кошти-Пехлевани».
Ранги и степени
Джахан Пехлеван ТахтиВ данном виде спорта существуют различные ранги, самым высоким из которых является «Джахан-Пехлеван» («Мировой богатырь») – самый высокий ранг, существовавший в иранской армии до прихода Ислама. Именно этот титул носил легендарный богатырь Ростам из «Шахнаме» Фирдоуси. Другим современным носителем титула стал наш современник – Голамреза Тахти. «Джахан Пехлеван» Тахти завоевал олимпийское золото (1956), стал мировым чемпионом по борьбе (1959, 1961 гг.) и побеждал в турнирах «Браслет пехлевана» в 1957, 1958 и 1959 гг. (выступления с парой легких «миль»).
Еще один ранг – «Пехлеване-Бозорг» (или «Бозорг Пехлеван», буквально «Великий богатырь».ч то примерно соответствует Великому мастеру единоборств в восточно-азиатских боевых искусствах). Лишь очень немногим пехлеванам удавалось получить этот титул. Двое из них: Пурья-йе-Вали (ок. 1300 г.), который также являлся известным поэтом и мистиком, и Хадж Сейед Хасан Разаз (1853 – 1941 гг.).